Опыты: месяц на экоферме в Стране Басков

Мы уже писали о волонтерских проектах, которые позволяют по-настоящему узнать жизнь в других странах, путешествовать и приносить пользу. Одна из самых популярных возможностей – работа на органических фермах.

Переводчица Анастасия Рыжанкова провела несколько недель на такой ферме в стране Басков – и делится своим опытом с 34travel. Рассказывает Анастасия.

В прошлом году мне повезло уехать на полгода по программе студенческого обмена Erasmus в Кадис, город самой южной провинции Испании. К концу учебы денег оставалось совсем мало, а возвращение на родину планировалось в предпоследний день окончания визы. В это же время знакомый испанец, бегущий от города и экзистенциальных проблем, предложил поехать в какую-нибудь тихую деревушку, затерянную в горах, подальше от шума, суеты и других благ цивилизации. Снять домик в деревне в Испании по беларусским ценам было бы прекрасно, но не реально, пришлось искать альтернативы. Так я и узнала про WWOOF (World Wide Opportunities on Organic Farms) – волонтерскую международную программу, дающая путешественникам возможность проникнуться сельской жизнью на экофермах по всему миру. Суть программы проста: вы помогаете фермеру по хозяйству, работаете 4-5 часов, а он в свою очередь дает вам жилье и питание. Стать «вуфером» несложно: нужна регистрация на сайте и взнос € 20.

Идея поехать на север пришла сама собой. В Андалусии летом в некоторых городах температура достигает 40 градусов. В таких условиях сил хватает только на лежание возле океана, а не на пятичасовую работу в поле. Из всех северных провинций Страна Басков привлекала больше всего: самый бунтарский регион и совсем другой язык. Предложений в этой части Испании было много. Самой интересной показалась деревня Эрресиль с населением 616 человек.

Спустя несколько недель, заправив полный бак, мы двинули на север. За сутки мы пересекли весь Пиренейский полуостров, от моря до моря, и заснули в машине где-то в пригороде Сан-Себастьяна (или Donostia, как говорят баски). Утром нас подобрал хозяин фермы Хосерра, иначе мы бы точно заблудились по дороге.

Когда мы ехали по серпантину в Эрресиль, Хосерра увлечено рассказывал о своей деревне. Во время правления Франко в лесах Эрресиля скрывались преследуемые баскские политические активисты, поэтому со стороны холмов часто слышались громкие переклички. Борцы за независимость, даже очень радикальные, здесь не обходятся без внимания. В местных барах можно обнаружить портреты участников ЕТА, баскской террористической организации. Мы их увидели сразу при первой вылазке на концерт баскской рагга-группы в Аспейтии, городке в 12 км от Эрресиля. Несмотря на скромный размер, в Эрреселе находятся 2 школы, муниципалитет, 6 баров и 4 деревенских домика, где можно остановиться.

Нам бесспорно повезло с хостом. Хосерра и его семья к нам относилась как к родным: ежедневные совместные обеды, которые готовила его мама, совместные празднования дней рождений и задушевные беседы за стаканчиком сидра. К слову, лучший сидр в своей жизни я попробовала в Эрресиле. Хосерра каждый год производит огромное количество сидра и разрешал всем пить, сколько душа пожелает.

Помимо производства сидра, наш хост занимался овощами, хлебом и держал кур. Вся продукция поставляется заказчикам с отметкой «эко». По словам Хосерры, любой его клиент может прийти к нему на ферму и своими глазами увидеть условия содержания птиц: все они свободно гуляют по двору и 2 раза в день получают ведро корма.

На условия тоже грех жаловаться. Питались мы в основном продуктами, которые производились на ферме. В наш рацион входили овощи, от привычного картофеля до местного мангольда, молоко, яйца, грецкие орехи, а для мясоедов был особый день – пятница, когда мама Хосерры готовила цыпленка. Также Хосерра нам дополнительно покупал рис, макароны и баловал местной сладостью carne de membrillo, что-то вроде мармелада из айвы.

Жилье волонтеров состояло из небольшого домика, двух фургончиков с выходом на общую пристройку, где находится просторная кухня и ванная комната. Единственное неудобство нам доставляли блохи, мы все их периодически находили в постельном белье.

С нами жил еще один wwoofer – японец Со. Он несколько лет назад уехал из своего маленького городка в Ирландию, где его первый опыт волонтерства на ферме был не самым удачным. Одно из правил wwoof – экофермерство, но не все хосты это соблюдают. Иногда можно нарваться на крупный бизнес, где прибыль является приоритетом, а экология и межличностное общение идут на последний план. После Ирландии Со решил рвануть в Страну Басков, где и осел на два года. Редко встретишь японца, который говорит на баскском не хуже местных.

Наш день обычно начинался в 9.00 с кормления животных. Помимо кур и овец, наш хост держал двух осликов, которые особую пользу в хозяйстве не приносили, но были самыми любимыми на ферме. До двух часов мы обычно работали с овощами: сажали брокколи, пололи мангольд, собирали свеклу и т.д. Иногда к нам спускался помогать старый друг Хосерры. Он любил поговорить о политике и, как многие в Стране Басков, скептично относился к Испании и Европе в целом. Несколько лет назад ему пришлось распродать весь свой скот, так как молоко перестало отвечать новым немецким стандартам качества, хотя это же молоко местные потребляли в течение многих лет.

К слову, в баскской глубинке местные не против отделиться от Испании и даже Европы, жалуются на навязанные правила игры испанским и немецким правительством. Участники ЕТА здесь не считаются террористами: их портреты висят в барах, и практически на каждом доме есть плакат: Euskal Preso Eta Iheslariak Etxera («Домой баскских заключенных»).

Текст и фото: 34travel

Падзяліцца:

Пакінуць адказ

Ваш адрас электроннай пошты не будзе апублікаваны. Неабходныя палі пазначаны як *