Помириться с природой

Основной загрязнитель окружающей среды — сельское хозяйство

Если в Прибалтике на полях и крупных садовых хозяйствах будут теми же темпами, как и теперь, использовать страшнейшие химикаты, через 25–30 лет плодородный слой почвы отравят настолько, что выращенное на ней человек не сможет принимать в пищу — погибнет! Об этой проблеме и о многих других говорили на международном экологическом семинаре, который на днях прошел в Эстонии на территории природного парка “Раудсилла”.

Участвовали в семинаре и ученые, и рядовые активисты–экологи из всех стран Балтийского региона, а также приехавшие из центральной части России и Белоруссии. Именно последние особенно активно на всем постсоветском пространстве и даже в Европе продвигают в массы идею пермакультуры — устойчивого сельского хозяйства, которое на все сто отвечает принципам экологии.

По завету австралийца

“Пермакультура” (в переводе с английского “permaculture — permanent agriculture” — “перманентное сельское хозяйство”) — такая система проектирования и ведения хозяйства, чтобы оно не наносило вреда окружающей среде. Термин впервые предложил в прошлом веке австралийский зоолог Билл Моллисон, и теперь его идеи популярны во всем мире.

На семинаре я встретился с представителем белорусской общественной организации “Экодом” Ольгой Щеглинской, которая готова вместе с прибалтийскими единомышленниками создавать пермакультурные хозяйства.

— Мы уже много лет занимаемся самыми разными образовательными экологическими программами для школьников, учителей биологии, всевозможных государственных и общественных организаций, но в последнее время продвигаем в массы идею пермакультурного дизайна, — говорит собеседница. — Мы первые в Белоруссии перевели на русский язык книги Моллисона, выезжали в Великобританию, где участвовали в программе создания экологического хозяйства…

Главным в идее пермакультуры является дизайн — взаимосвязь компонентов. Поэтому в основе системы — не вода, земля, животные, деревья или кустарники сами по себе, а то, как они связаны между собой. Но проблема в том, что и в Белоруссии, и в прибалтийских странах направление пермакультурного дизайна толком не развито, проводятся лишь эксперименты — все на зачаточном уровне.

Круги на полях — не мистика

— Как ни странно, но основной загрязнитель окружающей среды — сельское хозяйство, поскольку сейчас оно ведется совершенно варварскими методами: с использованием сильнейших удобрений — страшнейшей химии, с изменением природного ландшафта, осушением болот, выпрямлением рек, вырубкой лесов и так далее, — продолжает Ольга. — А пермакультура такой способ организации системы ведения хозяйства, чтобы мы минимально загрязняли окружающую среду и потребляли как можно меньше ресурсов извне.

Знаете, существуют запаянные аквариумы с рыбками, где настолько сбалансирована биологическая среда, что вмешательство человека вообще не нужно — только навредит. Разумеется, ведение сельского хозяйства и создание баланса в аквариуме — не одно и то же, но принцип похож.

Пермакультурное хозяйство не должно быть гигантским, ведь в природе, в естественной среде, вы не увидите больших площадей, где растут монокультуры.

Есть несколько локальных центров, первый из которых — максимального приложения человеческой энергии, а от него, словно круги по воде, расходятся остальные зоны. Например, вокруг дома сажают такие виды растений, которые требуют от человека самого пристального внимания в уходе и нужны для ежедневного потребления: грядки с зеленью, теплицы с огурцами–помидорами и прочее. Неподалеку от дома обязательно должен находиться скот, в первую очередь для того, чтобы был собственный источник удобрений, поскольку химия противоречит самому принципу пермакультурного хозяйства.

Чем дальше от дома — тем гармоничнее

— Следующий круг — сад, где растут большие деревья с высокой, но редкой кроной, например, груши, дающие не очень густую тень. Рядом можно сажать яблони, которые легко переносят затенение, сливы, абрикосовые деревья и прочее, а дальше — кусты смородины, крыжовника, малины, почти не требующие человеческого внимания. За ними сажают другие многолетние растения средней высоты, между которыми обязательно есть еще что–то. Иными словами, вы заполняете все экологические ниши, как это было бы в дикой природе. В противном случае все зарастет сорняками — пустоту заполнит природа и вытеснит то, что вы посадили.

Но с каждым “кругом” культурных растений должно становиться все меньше. Чем дальше группа растений находится от главного “центра”, тем меньше за ними надо ухаживать, и постепенно ваш сад переходит уже в дикую природу. Если вы грамотно заполняете все биологические ниши, тогда у вас и сорняки почти не растут, вернее, они на последнем “круге” вообще не мешают.

Культуры, которые важно сажать на вспаханной почве, занимают узкую полосу, а между ними сажается что–то многолетнее, например, кусты. Последние прикрывают низкие растения от ветра, впитывают лишнюю влагу и в то же время делятся ею, когда не хватает микроэлементов на вспаханных грядках. Культуры сажают исходя из направления ветров и освещения. Перед началом обработки почвы делается анализ, и в зависимости от того, каких микроэлементов больше в том или ином месте, сажают разные культуры. И все предельно гармонично: животные, которых вы держите, дают саду–огороду удобрения, а тот — достаточно еды для скота, чтобы свести к минимуму закупку комбикормов.

Природа наносит удар

— Пермакультурное хозяйство может поддерживать одна семья, при этом людям вовсе не обязательно постоянно “пахать в поле” — можно, например, заниматься развитием экотуризма, гостиничным бизнесом либо еще чем–то. В мире все популярнее идея, чтобы поблизости одного такого хозяйства появлялось бы другое, дальше еще и еще. Максимально отодвигается граница, за которой ведется уже враждебное окружающей среде интенсивное сельское хозяйство.<

Да, грамотно организовать пермакультурное хозяйство непросто, но мы ведь говорим не только о благах для дня сегодняшнего, но и о будущем. Вначале такие хозяйства требуют быстрого вложения средств и сил. Однако с каждым годом вкладывать надо все меньше, и потом пойдет только прибыль. А в интенсивном сельском хозяйстве все наоборот.

Природа не терпит монокультур, а уж тем более сильной химии — удобрений. А в пермакультурном хозяйстве плодородие почвы не просто поддерживается, но еще и возрастает из года в год, — подытожила Ольга Щеглинская.

Автор: Игорь Мейден

Взято с www.ves.lv

Падзяліцца:

Пакінуць адказ

Ваш адрас электроннай пошты не будзе апублікаваны. Неабходныя палі пазначаны як *