Украинские производители органики объединяются в кооперативы

Опыт органического фермерства от директора сельскохозяйственного обслуживающего кооператива «Сновянка» Сергея Довганя

В Украине производители органической продукции объединяются в кооперативы. Одним из тех, кто отдал предпочтение органическому земледелию и возглавил «органический кооператив», — является наш сегодняшний собеседник, руководитель фермерского хозяйства «Макишинский сад», что в Городнянском районе Черниговской области, директор сельскохозяйственного обслуживающего кооператива «Сновянка» Сергей Довгань.

– Почему вы занялись производством органической продукции?

– Долгое время земля, которую я взял в аренду, не обрабатывалась. Она заросла даже не бурьяном. За время, что пустовала, успел вырасти молодняк – березки, сосны и другое.

Трудно было поднять эту землю. Но еще труднее было определиться, что с ней делать. Было две возможности – внедрять интенсивное производство или органическое.

Интенсивное производство – это прибыльное дело и потому для многих — привлекательное. Оно и понятно – деньги из воздуха не делаются. А они нужны для покупки сельхозтехники, для разных платежей, в том числе, и в государственный карман, для арендных расчетов.

Но я отдал предпочтение здоровому земледелию. Уж очень мы в прежние годы перекормили землю минеральными удобрениями, пестицидами и гербицидами. Сейчас самое время лечить ее.

– С чего начинали?

– Не удивляйтесь — с Интернета. В виртуальном мире много интересной и важной информации, которая касается нашей реальной жизни. Вот так и вышел на программу, которая касается органического земледелия. Созвонился с людьми, которые ею занимаются. Мне крупно повезло. Дело в том, что ими оказались мои земляки.

После подал заявку в швейцарскую сертифицирующую фирму «ЭТКО». Оттуда приехали инспектора, которые провели анализ почв, изучили технологию производства и хранения выращенной сельхозпродукции. С этого четыре года назад все и началось.

– Интенсивное производство более эффективное. Оно позволяет получать высокие урожаи. Органическое производство связано с большими рисками. Не пожалели в самом начале, что выбрали этот путь?

– Не пожалел, но скажу честно – на душе было неспокойно. И было отчего. У соседа урожай пшеницы превышал 50 центнеров с гектара, а у меня поначалу едва 10-12 центнеров набиралось.

Но затем взял себя в руки. Успокоился, когда увидел, что на моих полях стала появляться живность – птицы, червячки… Даже зайцы стали в гости захаживать. Подумал, земля оживать стала.

В самом начале пришлось решать множество вопросов. В том числе, и такие — какие культуры выращивать, как наладить севооборот, какую технику купить. На это пошло немало времени, пока все сложилось в цельную картину.

– И какие культуры сейчас выращиваете?

– Из озимых – спельту, пшеницу, рожь, тритикале. Яровая группа представлена масличным льном, просом, гречкой, люпином. Всего обрабатываю полторы тысячи гектаров, которые  сертифицированы под органику.

– Как выживаете в нынешних условиях?

– Сложно, но выручают прямые контракты и договора с партнерами из европейских стран на поставку выращенной продукции.

В Европе хозяйствам, которые занимаются выращиванием органической продукции, из расчета на 1 гектар платят дотации в размере, как минимум, 500 евро, а у нас – ни копейки.

– Как у вас обстоят дела с урожайностью сейчас?

– Самая высокая урожайность тритикале составила около 24 центнеров с гектара, ржи – 18 центнеров. Люпин в прошлом году дал 22 центнера.

Мы уже знаем, что и на каких землях сеять, какой должна быть норма высева, какие должны быть предшественники, когда нужно сеять. Здесь есть много секретов, и мы ими, похоже, начинаем овладевать.

– Вы работаете с прибылью?

– Скажу так – мы не в минусе, и это – хорошо. Плохо то, что наши плюсы не очень большие.

– Как арендодатели отнеслись к вашему намерению заняться органическим земледелием?

– По логике, собственники паев должны были поддержать меня с самого начала. Ведь речь идет о здоровье их земли. Но не все поначалу поняли мои намерения.

Труднее всего было объяснять представителям старшего поколения. Они были уверены, что без минеральных удобрений, гербицидов, пестицидов высокие урожаи вырастить невозможно.

Но ничего. Мы словами и делом доказываем, что органическое земледелие стоит того, чтобы им заниматься.

– Вырастили вы органическую продукцию и что дальше?

– К сожалению, на внутреннем рынке потребность в органической продукции все еще остается незначительной. Например, одесская фирма «Хлибио» закупает у нас ржаную муку, а торговая марка «Жизнь» — пшеницу, рожь, рыжей, лен масличный. Думаю, что со временем интерес к органической продукции повысится, так как люди поймут, что нужно заботиться не только о еде, но и о здоровье.

– Реализация каждого проекта, в том числе, и такого, как органическое земледелие, требует определенных капиталовложений. Кто вам оказал финансовую поддержку?

– Я недавно был в Киеве. В столицу приехал исключительно для того, чтобы посетить мероприятие, которое посвящалось органическому земледелию.

Одним из выступающих был представитель Проекта USAID «АгроИнвест». Меня заинтересовал их Проект, который помогает переработчикам сельхозпродукции.

В ходе знакомства с программой Проекта, пообщавшись со специалистами, приняли решение разработать программу с тем, чтобы Проект «АгроИнвест» финансово посодействовал ее реализации.

Сейчас мы подходим к концу оформления всех формальностей, подписываем с «АгроИнвестом» договора и, думаю, через некоторое время начнется финансирование. Согласно этой программе, будет выделено 200 тыс. гривен, которые пойдут на покупку 2 маслопрессов холодного отжима с линией фильтрации и разлива, а также на покупку гранулятора, дробилки, линии фасовки продукции.

– Но для начала создали кооператив…

– И назвали его «Сновянка». Это произошло 3 года назад. Всего в кооператив объединилось 26 человек. Это не только местные жители, но и люди из районного и областного центров.

– Переработка органической продукции тоже предполагает сертификацию?

– Да, несомненно. Мы сертифицировали нашу небольшую крупорушку и мини-мельницу. В перспективе планируем запустить маслобойню, мини-комбикормовый завод, что также требует прохождения сертификации.

Тем самым мы обеспечим замкнутый цикл производства. Сами будем производить органическую продукцию, перерабатывать и продавать ее.

Сейчас в нашем и Черниговском районах создаются предприятия по выращиванию органической свинины, которые, надеюсь, в будущем будут покупать у нас органический комбикорм и зернофураж.

– То есть, вы создаете вокруг себя зону производства органической сельхозпродукции?

– Выходит, что да. Мы общаемся между собой, делимся опытом. Получается, что мой пример в хорошем понимании этого слова оказывается заразным. И поверьте – я этому рад. Потому что люди ищут возможности занять себя делом, а не полагаться только на государство.

Я приведу такой пример. В Полтавской области есть хозяйство, которое уже 8 лет занимается органическим земледелием. Оно за арендованные паи и зарплату выдает людям органические крупы, мед, молоко, масло и другую продукцию. Руководитель данного хозяйства заметил, что за последние 2-3 года употребления органической продукции его земляки стали намного реже болеть.

Просто накормить людей – забота бедных государств. Забота богатых государств – обеспечить людей здоровой и по приемлемой цене пищей. К этому мы и должны стремиться.

Источник новости

Падзяліцца:

Пакінуць адказ

Ваш адрас электроннай пошты не будзе апублікаваны. Неабходныя палі пазначаны як *