Пермакультурный дизайн: создаём устойчивую экосистему на участке

Посевы нужно не полоть, а только удобрять, причём тем, что выросло на грядках. Да, так бывает. Как сад может расти при минимальном уходе, а приусадебный участок — стать усточивой экосистемой, рассказывают хозяева таких подворий: пермакультурный дизайнер Ольга Щиглинская и директор Дома межцерковного общения «Кинония», владелец личного приусадебного хозяйства «Экафанія» в Минском районе Николай Матрунчик. Их выступления прозвучали на недавней практической конференции «Идеи устойчивости», которую организовали ОО «Экодом» и учреждение «Агро-Эко-Культура» совместно со Шведским иниститутом и организацией «Permaculture Sweden».

Что можно есть в лесном саду

Как обустроить практически самодостаточный лесной садик, рассказала Ольга Щиглинская. Она пермакультурный дизайнер и тренер, а в организации «Агро-Эко-Культура» является руководителем экспериментально-практического направления.

«Сейчас интерес населения к органическому земледелию сильно возрос. Прежде всего люди выращивают еду для себя, и у них возникает вопрос:  можно ли сделать устойчивым хозяйство в малом масштабе?» — говорит Ольга и приводит примеры из личного опыта. Из её лекции становится понятным, что можно, и чем больше пространство — тем проще. По идее, такой устойчивой системой должен был стать сад многолетних трав и многолетних овощных растений. Но в реальности оказалось, что лесной. В таком саду неплохо растут лук (душистый, слезун, шнитт, батун), майоран, петрушка и щавель. С северо-запада Ольгин садик закрывает от холодных ветров спаржа. В приствольных кругах расположился ревень. А ещё там растут капустная рассада, огурцы и земляника.

Как сделать сад устойчивым: удобрение, защита от насекомых и среда вокруг

Подлесок её сада — ягодные кустарники, живой напочвенный покров — многолетние травы. Основной древостой составили колоновидные яблони. Они хорошо пропускают солнечный свет, которого в Беларуси маловато. На большем пространстве просто используется разреженная посадка деревьев.

Однако колоновидные яблони не очень устойчивы и требуют, например, верёвок или подпорок в урожайный год. Эти же приспособления хороши для вьющихся растений, в частности бобовых, которые вносят в почву азот. Так сад становится более самодостаточным в плане обеспечения питательными веществами.

С этой же целью на месте оставляют все опавшие листья и обрезанные остатки растений, например, многолетний люпин из приствольных кругов, который нужно обрезать до цветения, чтобы удобрить почву.

В этом году сад удобрили лишь компостом, сделанным из листвы садовых культур и небольшого количества хвойного опада из леса, чтобы добавить грибную флору (по рекомендациям пермакультурного практика Ричарда Перкинса из Швеции).

Остальные удобрения экосистема сделала себе сама.

Сад должен быть способным защититься от вредителей. Тут Ольга поделилась интересным опытом. Тля у неё поедает смородину, и с этим сложно что-то поделать. Но зато тля не трогает остальные растения: смородина неволей послужила донором. И там же появилась резервация божьих коровок, которые питаются тлёй. Кстати, божьи коровки ухаживают за розами, которые растут рядом с садом.

Одно время было много слизней, которым очень понравились условия в пристволовой части деревьев. Но их уничтожают утки, живущие во дворе рядом с садом. Заодно они поедают немного салата, но больше никакого вреда не наносят.

И это иллюстрирует то, насколько разные объекты и элементы приводят экосистему к равновесию.

«Такой маленький садик вполне устойчив, — говорит Ольга. — Но нам обязательно понадобится водный объект, немного заболоченный и с каменистым берегом. Он нужен для заселения туда определённых растений и животных, которые будут помогать бороться с врагами сада».

Однако если за вашим забором на соседском участке гербициды, даже выполнив все вышеперечисленные условия, создать устойчивую экосистему на ограниченных 5 сотках будет сложно. Но выход есть: «Такую идею нужно развивать в сообществе, вместе с соседями, и наши системы садово-дачных товариществ для этого очень подходят», — подытоживает дизайнер.

Уход за малым участком: как заросли превратились в устойчивый сад

О своём опыте организации устойчивого участка рассказал Николай Матрунчик, директор Дома межцерковного общения «Кинония», владелец личного приусадебного хозяйства «Экафанія» под Минском. Его придомовая территория составляет 45 соток, и когда она перешла к новым хозяевам в 2001 году, это была земля, продуваемая всеми ветрами и заросшая снытью.

С ней справились, высаживая на протяжении одного-двух лет растения-сидераты (смесь из 7 разных растений, например, горчицу с чем-то ещё). После засадили участок обычной травой и лишь немного сныти оставили для еды.

Ещё территорию защитили от ветров. По периметру высадили берёзы, грабы, клёны, боярышник.

Землю разбили на разные зоны. Возле дома сделали культурный сад, несколько маленьких водоёмов (как у Ольги). Благодаря периметру изменился микроклимат на участке. Появилось место и для теплолюбивых растений — роз. Тёплую южную сторону использовали, чтобы выращивать виноград. На востоке есть укромное и влажное место — для грибов.

Николай и его семья столкнулись с распространённой проблемой: на земле, которую они купили, было сложно что-то вырастить. Её пришлось «оживлять» после колхоза.

Плодородный слой почвы подсыпали, а теперь постоянно вносят удобрения: золу из своих печек, удобрения из системы компостирования, в том числе от домашних кур и кроликов.

От вездесущей крапивы избавляются, но не везде. Часть участка превратилась в целую плантацию, с которой заготавливают корм для кур. Ещё на подворье держат перепёлок. Самое интересное, что углекислый газ из помещения, где их содержат, идёт на обогрев теплицы.

Вода для полива грядок летом нагревается на солнце. В целом на участке пространство попытались организовать оптимально, чтобы использовать имеющиеся ресурсы для облегчения труда. Например, кроликов держат через дорожку от компостной кучи, сидератами сейчас засевают пустующее пространство под деревьями.

Специальный модуль для сушки и сжигания трав находится на солнечной стороне. Жечь приходится золотарник или пустырник — то, что не отправишь в компост. Пепел уходит на подкорм. Так получается, что не пропадают даже сорные травы.

Участок представляет собой сложную систему, которая находится в равновесии и где всё взаимосвязано. Это — целый проект по экологическому хозяйствованию, который появился на месте зарослей травы.

Источник новости

Падзяліцца:

Пакінуць адказ

Ваш адрас электроннай пошты не будзе апублікаваны. Неабходныя палі пазначаны як *