Состояние сельского хозяйства в Беларуси (субъективный взгляд)

Сельское хозяйство обеспечивает около 9,5 % ВВП (данные 2005 года). В сельской местности проживает около трети населения страны, в 2005 г. в этой отрасли экономики работали 10,6% занятого населения. В Беларуси самая высокая в Европе обеспеченность пахотными землями – 0,47 (по другим источникам – 0,6) га на каждого жителя (0,9 га сельскохозяйственных угодий) – вдвое больше, чем в Германии, Франции, Англии. Всего в стране 9011,5 тыс. га сельскохозяйственных земель, в то числе у сельскохозяйственных организаций – 7484,7 тыс. га (83,1%), у дачников – 62,8 тыс. га (0,7%), у крестьянских (фермерских) хозяйств – 130, 5 тыс. га (1,4%), подсобные хозяйства сельских жителей занимают 880,7 тыс. га (9,8%).

В 60-х годах XX века в Беларуси, как и во всем мире, был взят курс на интенсификацию сельскохозяйственного производства. Развитие науки, в частности химии и селекции, привело к тому, в сельском хозяйстве начали массово использовать минеральные удобрения, ядохимикаты, новые сорта и гибриды растений. Возросла механизация агропроизводства. Земледелие стало одной из жертв подхода к Природе как к механизму, который работает по очень простым правилам. Казалось, что все можно понять, поставив простой опыт: внести азотное удобрение – подсчитать прибавку урожая в этом году, распылить ядохимикат – опять подсчитать прибыль от увеличения производства. Поэтому химизация, мелиорация и механизация стали основой новой концепции агропроизводства – интенсивного сельского хозяйства, которое, в противовес традиционным практикам, не приспосабливалось к природе, а пыталось ее подавить.

В начале 90-х годов, несмотря на значительные политические и экономические изменения, курс на интенсификацию сельскохозяйственного производства не изменился, однако были предприняты попытки реформирования этой отрасли экономики. В начальном периоде реформ (1992-1995 гг.) использовались экономические методы управления аграрным сектором экономики, главным образом увеличение денежной эмиссии, либерализация цен на сельскохозяйственную продукцию. В этот период были предприняты первые шаги в проведении земельной реформы. В 1992 г. допустимый размер приусадебных участков увеличился в два раза, что привело к быстрому развитию нетоварного сельскохозяйственного производства. В этот период были созданы первые фермерские хозяйства, началась приватизация некоторых предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции и торговли продуктами питания.

В 1995-1998 гг. использовались только административные методы управления экономикой, реформа аграрного сектора экономики приостановилась. Это не способствовало решению существующих проблем сельского хозяйства. Сельское хозяйство было объявлено приоритетной отраслью экономики, которая поддерживалась за счет косвенных субсидий (льготных кредитов). Государственные субсидии в пересчете на одного работника сельского хозяйства превышали его среднегодовую зарплату.

Начиная с 1998 г. нарастали экономические и социальные проблемы в сельском хозяйстве Беларуси. Источники финансирования как внутренние, так и зарубежные, резко сократились. Продолжался спад сельскохозяйственного производства, несмотря на государственные дотации. С 1990 по 1998 г. объемы производства сельскохозяйственной продукции постоянно снижались. Причинами была неблагоприятная для сельскохозяйственного производства ценовая политика, падение спроса на продукты питания вследствие снижения доходов населения, уменьшение экспортных возможностей и сокращение инвестиций в сельское хозяйство.

В 90-х годах доля государственного сектора в общем использовании земли сократилась, а доля земель под личными подсобными хозяйствами увеличилась более чем в 2 раза. При этом фермеры и домашние хозяйства увеличили площади, занятые всеми сельскохозяйственными культурами, производство в этот период увеличилось, тогда как в государственном секторе уменьшилось. Урожайность в обоих секторах была сравнимой, но в частные хозяйства имели более высокую урожайность зерновых и овощных культур. Частный сектор играл ведущую роль в растениеводстве, особенно в производстве картофеля и овощей.

И сейчас, в начале XXI века, в аграрном секторе Беларуси главное направление развития – интенсивное сельское хозяйство, нацеленное на получение максимальной урожайности с помощью широкого применения химически синтезированных средств химизации (пестицидов, гербицидов, инсектицидов, фунгицидов, стимуляторов роста, удобрений). Интенсивное агропроизводство требует значительных затрат рабочей силы и техники, а также горючего. В Беларуси затраты энергии на производство единицы продукции в 3-4 раза выше, чем в США. Себестоимость единицы продукции очень высока и постоянно увеличивается в первую очередь вследствие уменьшения плодородия почв и их деградации, а также из-за повышения цен на топливо.

Не будет большим преувеличением сказать, что это белорусское сельское хозяйство – это получение высоких урожаев любой ценой. Такое производство требует значительных дотаций.

Стали очевидны негативные последствия интенсивного сельского хозяйства:

Загрязнение почв, воды и атмосферы минеральными удобрениями, ядохимикатами, тяжелыми металлами. Доля сельского хозяйства в загрязнении атмосферы СО2 составляет около 23%.Около 830 тыс. га сельскохозяйственных угодий загрязнены промышленными отходами, 6% сельскохозяйственных угодий загрязнены биогенными элементами в концентрациях, превышающих предельно допустимые концентрации (ПДК) (Тарасенко). Пестициды накапливаются в почве и воде, при продвижении по пищевым цепям их концентрация увеличивается. Они токсичны не только для вредителей, но и для других живых существ, в том числе так называемых полезных, таких как естественные враги вредителей (классический пример – тля и божьи коровки), опылители растений и т.п. Кроме того, большинство ядохимикатов токсичны для человека, обладают канцерогенными и мутагенными свойствами, вызывают различные заболевания аллергические реакции. Ситуация усугубляется тем, что около 23% территории подверглись радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС.

Деградация почв (химическая, физическая и биологическая). В Беларуси деградированные и эрозионно-опасные почвы включают 2,6 млн. га пахотных земель (в целом 4 млн. га, или 19% общей территории страны). На настоящий момент осушено 1,45 млн. га торфяников, в том числе 1,1 млн. га – для сельскохозяйственных нужд. Происходит быстрый процесс уменьшения, в некоторых случаях – уничтожения торфяного слоя.

Уплотнение пахотных земель. Избыточное использование машин для обработки почвы привело к уплотнению почвы и нарушению её структуры, что усиливает процессы эрозии почв.

Накопление токсичных веществ, в том числе тяжелых металлов, в продуктах питания.

Появление устойчивых рас вредителей и возбудителей заболеваний в результате применения в широких масштабах пестицидов, что привело к возникновению «порочного круга»: применение ядохимикатов является причиной возникновения устойчивости к ним, и требуется увеличение доз и/или разработка новых средств защиты растений, к которым снова приспосабливаются вредители и возбудители болезней сельскохозяйственных культур, и их численность снова возрастает.

Увеличение засоренности полей сорняками вследствие длительного применения гербицидов с узким спектром действия.

Снижение урожайности и повышение себестоимости продукции сельского хозяйства.

Экологическое сельское хозяйство позволяет не только избежать таких негативных последствий, но и восстановить нарушенные экосистемы. В экологическом сельском хозяйстве используют биологические методы повышения плодородия почвы и защиты растений, а также методы увеличения биоразнообразия, что способствует процессам самовосстановления экосистем.

Социальные проблемы деревни в нашей стране не менее серьезны, чем экологические. Очень неблагоприятна демографическая ситуация, так как молодежь уезжает в город, рождаемость очень низкая. Несмотря на высокий уровень безработицы, особенно скрытой, на селе мало квалифицированной рабочей силы. Зарплаты в этой отрасли экономики низкие, для создания собственного фермерского хозяйства нужны значительные финансовые средства.

Земельная реформа в Беларуси проведена не была. В 1999 г. был принят новый Земельный Кодекс, в соответствии с которым все земли сельскохозяйственного назначения являются государственной собственностью. Разрешена только частная собственность на земельный участок, занятый жилым строением (не более 0,15 га) и на приусадебный участок для ведения подсобного хозяйства до 1 га. Граждане имеют право арендовать до 2 га земли для ведения личного подсобного хозяйства и могут иметь в частной собственности участок до 1 га. Фермеры могут получить в пользование, но не в собственность, до 100 га земли. На 1 января 2004 г. площадь арендованных земель в Беларуси составила 357,3 тыс. га, или 1,7% от всей площади земель. На долю фермерских хозяйств приходится 98,9 тыс. га – 27,7% от площади арендованных земель, на долю граждан – 16,9 тыс. га (4,7%). Большая часть земель, арендуемых гражданами, используется для ведения личного подсобного хозяйства (13,9 тыс. га) (Занкисов, Савченко).

Государство не создает благоприятных условий для развития фермерских хозяйств. Закон «О крестьянском фермерском хозяйстве» был принят 18 февраля 1991 г., новая редакция – 19 июля 2005 г. Закон несовершенен и вызвал серьезную критику со стороны фермеров: не зафиксированы равные права фермеров с другими сельхозпроизводителями, не предусмотрено право частной собственности на землю, не определен механизм выделения земли. Не оговорена возможность создания кооперативов, ассоциаций фермеров.

В соответствии с Указом Президента № 193 от 1 апреля 1998 года фермеры обязаны заключать соглашения с местными органами власти, в которых они должны оговорить условия землепользования, структуру производства, виды и объемы товаров и производственных ресурсов, которые будут произведены и приобретены. Проект этого соглашения подготавливается органами власти. Такая практика создает трудности в работе фермера. Не все фермеры заключают такие договоры, но в таком случае они не могут рассчитывать на финансовую поддержку.

По оценкам, фермеры получают от государства в 7-10 раз меньшую поддержку по сравнению с другими сельскохозяйственными предприятиями (Сафонова, Филиппенко), Государственная программа поддержки фермерских хозяйств практически сворачивается. Большинство фермеров, прекративших свою деятельность, сделали это по причине недостатка финансирования. Кредиты для фермеров предоставляют под 12% годовых, но с учетом скрытых оплат (страховка кредита, % на подорожание) получается в результате 20-30%.

По оценкам экспертов Всемирного банка, современная макроэкономическая политика в Беларуси не благоприятна для развития эффективного сельского хозяйства. Сельскохозяйственные рынки находятся под контролем государства, а также местных органов власти. Ценовое регулирование сочетается с административными ограничениями (лицензирование и т.п.).

Налогообложение в целом не способствует развитию агропроизводства, хотя сельскохозяйственные производители имеют налоговые льготы. В то же время сельское хозяйство облагается косвенными налогами при помощи механизма ценового регулирования. Вследствие существующей политики цен доходы производителей ограничены 2% в месяц, в то время как издержки не ограничены. Министерство сельского хозяйства и продовольствия и облисполкомы устанавливают предельные цены на сельскохозяйственную продукцию. Экспорт продуктов питания монополизирован государством.

Информационно-статистическая отчетность не обеспечивает проведение глубокого экономического анализа, достоверность статистических данных вызывает сомнения экспертов, в частности, Всемирного банка.

Несмотря на то, что в целом парадигма природопользования в нашей стране остается прежней, наблюдается изменения, хотя и незначительные, в сторону большей «экологизации» сельскохозяйственного производства.

Развитие органического земледелия в Беларуси сдерживается отсутствием нормативно-правовой базы, недостаточной поддержкой со стороны государственных органов, управляющих аграрной отраслью, низкой информированностью потребителей и потенциальных производителей и т.п. Факторы, сдерживающие развитие органического сельского хозяйства в Беларуси, не в последнюю очередь связаны с предубеждениями и «мифами», вызваны недостатком информации или ложной информацией. Существуют предубеждения как у специалистов, так и среди широкой общественности:

1. В Беларуси нет чистых земель, подходящих для ведения органического сельского хозяйства. – Факты говорят о том, что уровень применения минеральных удобрений и пестицидов ниже, чем в странах западной Европы. В Голландии, Дании, Бельгии, Германии на гектар пашни вносят 400-600 кг действующего вещества минеральных удобрений, в Беларуси этот показатель не превышал 280 кг (Тарасенко). В 2006 г. было внесено в среднем 185 кг/га минеральных удобрений. В 1990-х годах на многих земельных участках пестициды вообще не применялись. Это привело к уменьшению воздействия на окружающую среду со стороны сельского хозяйства. Кроме того, почва, как любая живая система, обладает способностью к самовосстановлению, и существуют методики, позволяющие ускорить этот процесс и сократить переходный период.Поэтому можно предположить, что на территории нашей страны есть сельскохозяйственные земли, пригодные для ведения органического сельского хозяйства сейчас или после переходного периода самовосстановления почвы.

2. Органическое сельское хозяйство – это привилегия богатых: с одной стороны, необходимы большие инвестиции, с другой – цены на органическую продукцию так высоки, что покупать её могут позволить себе только очень обеспеченные люди. – По статистике, в странах Европы экологическая продукция дороже обычной на 20-100%. Однако есть много примеров, когда себестоимость органической продукции равна или ниже себестоимости обычной, и в процессе развития органического хозяйства, по мере восстановления экосистемы, затраты снижаются. Во многом высокая цена – следствие превышения спроса на экологически чистую продукцию над предложением. По данным Швейцарского исследовательского института органического сельского хозяйства, органическое сельское хозяйство экономически эффективнее интенсивного в среднем на 50%, за счет ликвидации потерь сельскохозяйственной продукции при замкнутом цикле производства, высвобождения огромных объемов природных резервов. Если оглянуться в прошлое, мы увидим, что с начала возделывания земли древними людьми до конца XIX века все агропроизводство обходилось без минеральных удобрений и пестицидов, и все могли это себе позволить.

3. Урожайность в органическом сельском хозяйстве низкая, невозможно будет прокормить людей. – В Омской области России еще в 80-е гг. 16 хозяйств отказались от применения пестицидов, и урожайность зерновых оказался выше, чем в среднем по области при более низкой себестоимости. На органической ферме (США, 30 км от г. Спокана, штат Вашингтон) урожайность озимой пшеницы в среднем за 5 лет (45 ц/га) практически не отличалась от урожайности на соседних фермах, где применяли пестициды и минеральные удобрения (49 и 39,9 ц/га соответственно). При этом на органической ферме содержимое гумуса в почве было выше, и значительно меньше развивалась эрозия (Сологуб). С другой стороны, сегодня реальная урожайность на большинстве белорусских полей, возделываемых по интенсивной технологии, минимальна и продолжает снижаться.

4. Органическое сельское хозяйство – реализация лозунга «Назад, в пещеры!», оно отрицает научный и технический прогресс. Альтернативное земледелие не означает возвращение к старой экстенсивной технологии, хотя и не исключает использования отдельных ее элементов. Органическое сельское хозяйство пользуется новейшими научными и техническими разработками, соединяя их с традиционными знаниями, которые накапливались и проверялись на практике столетиями и тысячелетиями.

Лана Семенас

Падзяліцца: