На Мядельщине обсудили перспективы развития органического сельского хозяйства.
В Мядельском районе хотят развивать органическое сельское хозяйство, чтобы потом этот опыт экстраполировать на всю страну. Насколько оно выгодно и нужно ли им заниматься, обсуждали вчера на круглом столе в деревне Комарово чиновники, представители общественных организаций и сертифицированных хозяйств Мядельщины.
«А вы знаете, сколько стоит ваш сыр в Москве?»
«Приехав в Швецию, мы увидели несколько органических хозяйств. В одном из них навстречу вышли двое немолодых людей, возраст которых определить было довольно сложно. Хозяин фермы сказал, что на двоих с женой им 160 лет. Они были молоды душой и телом», — рассказывает Галина Крылова, менеджер фермерского хозяйства «ДАК» в Дзержинском районе. Поездка состоялась в 2012 году, и с неё началась история их с мужем органической козьей фермы.
Путешествие было посвящено знакомству с органическими сельскими хозяйствами Швеции. В 2012 году там многие занимались этим бизнесом, поддерживаемые ощутимыми дотациями государства. В то время 15% земель было сертифицировано как органические.
Дотаций тоже нет, но бизнес Галины с мужем — далеко не альтруизм: «На данный момент российский рынок очень активно поглощает именно органические продукты», — говорит фермерша. Продав российскому посреднику продукт по оптимальной цене, Галина узнала, что тот сделал наценку ещё на 50% и реализует его в самых дорогих магазинах. Узнала от знакомых, которые спросили: «А вы знаете, сколько стоит ваш сыр в Москве?» К слову, дороже, чем в Беларуси: 150-360 тысяч за кг.
Уже три года ферма работает, получив сертификат органического сельского хозяйства на сыр из козьего молока. От обычного, несертифицированного молока, люди тоже не отказываются.
Сейчас на ферме примерно 400 молочных коз и столько же молодняка, а за 2014 год было 5087 покупателей, из которых только 87 не пришли повторно.
Беларусь: 2500 га дикоросов и немного сертифицированных хозяйств
К подобным хозяйствам относится, например, «Стародорожский плодоовощной завод», который продаёт в Польшу и другие страны сертифицированный берёзовый сок. Органическим сельским хозяйством с 2012 занимаются в филиале «Вилейского государственного профессионально-технического колледжа» в деревне Комарово Мядельского района.
Также в Беларуси есть 2500 гектаров сертифицированных земель (дикоросов), согласно отчётам ИФОАМ (Международной федерации Движения за органическое сельское хозяйство).
Сертифицировать хозяйства в нашей стране могут 3 фирмы. Среди них украинская «Органик стандарт», которая выдала сертификаты 8 отечественным фермерским хозяйствам, и литовская компания «Экоагрос», которая обещает бесплатную процедуру для первых 5 обратившихся к ней.
Это немного. В Латвии, например, сертифицированные земли занимают 11% от территории страны, а в королевствах Дания и Бутан — по 100%. В мире доля таких сельскохозяйственных земель составляет всего лишь 0,98%, что говорит о неодинаковом отношении к этому вопросу у разных государств.
Закон об органическом земледелии может быть принят к концу 2016 года
По мнению чиновников, приоритеты Беларуси в последние годы смещаются в сторону развития данной отрасли: «Не сомневаюсь, что органическое сельское хозяйство у нас будет развиваться, потому что это мировая и европейская тенденция. Беларусь всегда была в числе передовых стран с точки зрения развития сельского хозяйства, ещё в советское время», — считает Олег Родькин, заместитель директора по научной работе РУП «БелНИЦ «Экология».
Эти слова подкрепляются прогнозами по поводу закона об органическом сельском хозяйстве. Его давно ждут, но чиновники ссылаются на то, лучше позже, чем раньше: принять легче, чем потом изменить. Поэтому ещё идёт работа над концепцией проекта, и в сентябре Палата представителей внесёт её в Совет министров.
«В конце 2016 года закон по органическому земледелию в Беларуси, думаю, будет принят», — говорит Михаил Волков, депутат Палаты представителей.
Чистое производство как дешёвый способ очистки воды
Появление закона очень важно, так как даст беларусским производителям возможность сертифицироваться у себя в стране и даже получать дотации. И чиновники соглашаются, что это нужное направление. Среди причин развивать органическое сельское хозяйство считают в том числе экологические: «Этого требует жизнь — как с точки зрения качества продуктов питания, так и вопросов охраны окружающей среды, особенно в Мядельщине», — говорит Олег Родькин. В этом регионе развитие органического сельского хозяйства предусмотрено постановлением Миноблисполкома, а причиной эксперты круглого стола, не задумываясь, называют близость района к заповедным территориям.
Согласно немецким исследованиям, ведение органического сельского хозяйства намного дешевле, чем очистка загрязнённой воды, а действует так же. О Мюнхенском эксперименте рассказывает Лана Семенас, биолог и представительница экологического учреждения «Агроэкокультура»:
«В воде было много загрязнений, и решили не очищать её, а доплатить окрестным фермерам, чтобы они перешли на органическое сельское хозяйство. И оказалось, что количество нежелательных веществ уменьшается, а очистка воды с помощью органического сельского хозяйства примерно в 80 раз дешевле, чем очистка только от нитратов при помощи фильтров», — говорит она. Итогом эксперимента стало значительное улучшение качества питьевой воды в окрестностях.
«Пять лет назад вообще никто не спрашивал об органической продукции»
Экономика в контексте развития и радует, и нет: с одной стороны, подобное хозяйство увеличивает долю ручного труда минимум на 20%, а стоимость, по словам Натальи Паречиной, представительницы Центра экологических решений, на 20-300%.
Это дорого, сложно и может негативно повлиять на продовольственную безопасность страны. Но с другой стороны, законы рынка работают, и спрос рождает предложение.
«Оно развивается, хотим мы того или нет, — говорит об органическом производстве Михаил Орлов, главный агроном отдела растениеводства и кормопроизводства Министерства сельского хозяйства и продовольствия. — Есть люди, которые хотят покупать такой продукт. Если 5 лет назад никто вообще не спрашивал об органической продукции, то сейчас разговор идёт и о животноводстве, и о растениеводстве, и о продукции переработки».
О наличии подобного спроса Михаил судит по результатам мониторингов министерства, касающихся спроса на импортную продукцию, и по связям с отделами менеджмента супермаркетов наподобие «Рублёвского», «Соседей».
С этим согласен и Михаил Волков: «Думаю, не стоит рассчитывать на большие масштабы. Но люди должны иметь право выбора».