Десять лет назад органический рынок Украины начинался с производства гречки и овсяных хлопьев, а сейчас в этой стране уже 239 сертифицированных органических хозяйств.
Эти хозяйства которые производят практически любые продукты от малины до говядины.В Беларуси таких хозяйств пока 15, а значит, нашей стране есть чему поучиться у соседки.
– Несмотря на то, что европейскими лидерами по производству и потреблению органических продуктов считаются Германия и Швейцария, именно пример Украины может быть очень интересен для белорусских фермеров. Мы имеем недавнее общее прошлое, сопоставимые экономические показатели, но, тем не менее, Украина ушла вперёд в области органического сельского хозяйства, – рассказал координатор первой в Беларуси школы для органических производителей «Органик Школа» Центра экологических решений Любомир Клепач.
Органик, эко или био?
Прежде всего, стоит разобраться с терминологией. Органические продукты называют и обозначают по-разному: эко, био, органик… В Украине остановились на слове «органик», это название законодательно закреплено, рассказал директор украинского национального органа сертификации «Органик стандарт» Сергей Галашевский:
– В момент «осознанного» развития органического сельского хозяйства термин «био» для нашего покупателя уже был ассоциирован с биокефирами и биодобавками. Было сложно вписать себя в ряд этих монстров. Термин «эко» мы не стали использовать, потому что его часто связывают с территорией производства, а не с принципами ведения хозяйства. Например, считается, что всё, что выращено в Карпатах, экологичное. В ходу также понятие «экологически чистый», но оно в принципе некорректно. В итоге мы остановились на термине «органик».
В Беларуси сейчас нет единого, а, тем более, законодательно закрепленного, названия для органической продукции. На полках можно часто видеть псевдо-«био» и «эко», «натуральные» и «экологически чистые» продукты. Это путает покупателей и подрывает доверие к тем, кто производит настоящую органическую продукцию, считают экофермеры:
– На сегодня нам сложно доказать покупателям, что наша продукция органическая, потому что на полках есть продукты с приставками «био», «эко». Такие продукты люди воспринимают как чистые. Эта продукция дискредитирует органического фермера, — рассказал Ecoidea.by глава фермерского хозяйства «Вермиэкопродукт» Игорь Хващевский. – Когда человек начинает интересоваться и узнает, что это обычная сметана, обычный кефир, продукты произведены по таким же технологиям, что их соседи по полке, не имеющие волшебной приставки, у покупателей наступает разочарование. Кто же теперь поверит, что продукты органических фермеров не такая же подделка?
Законопроект «О производстве и обращении органической продукции», должен поставить точку в этом споре и узаконить одно из названий для органических продуктов. По самым оптимистичным прогнозам закон должен заработать в 2019 году.
Как в Украине развивался органический рынок
– Когда ты маленький, тебя не замечают. Когда растёшь, появляются критики и недоброжелатели. Такой путь прошла и Украина, – говорит Сергей Галашевский. – Наш внутренний рынок готовых продуктов начинался с производства четырёх продуктов: овсяные хлопья, гречневая крупа, овощи и джем. Со временем ассортимент увеличивался. Важным событием стало появление молочных продуктов – это показатель спроса на «органику», ведь если бакалея может долго лежать на полке в ожидании своего покупателя, то молочные продукты портятся быстро. Очень приятно, что производители, которые первыми начали выпускать органические молочные продукты, работают и сейчас. У всех растёт объём продаж, несмотря на состояние экономики, девальвацию и уменьшение покупательской способности населения. Сейчас у нас органическое молоко не пропадает, идёт в том числе в переработку – сыры, кефир.
Так сейчас выглядит украинская органическая корзина. Фото из архива Сергея Галашевского
В Украине есть три крупные общественные организации, которые развивают органическое сельское хозяйство, работает много консультационных органов, помогающих органическим фермерам. Активно сотрудничают с госорганами – в Министерстве аграрной политики один из заместителей министра занимается именно «органикой».
По мнению Сергея Галашевского, самый важный момент в развитии внутреннего органического рынка Украины наступил, когда подключились супермаркеты. Так было в Европейском союзе, так случилось и в Украине. В 2012 году супермаркеты обратили внимание на органик-продукты и решили использовать их, чтобы привлечь к себе покупателей. Как признаётся Сергей, сначала «органики» боролись за отдельную полку в супермаркетах, а теперь хотят, чтобы их товары ставили рядом с «обычными» продуктами. Органические продукты уже готовы конкурировать с ними.
– Сейчас у нас есть ритейлеры, которые сами ищут поставщиков «органики». Они поняли, что лучшие фермеры вкладывают время в производство продуктов, в работу в поле, а не ездят по магазинам, чтобы предложить свой товар. Поэтому представители торговых сетей сами ездят к фермерам и стараются с ними договориться. Некоторые супермаркеты выпускают такие продукты под своим брендом, – делится Сергей Галашевский.
Органик-полки в украинских магазинах. Фото из архива Сергея Галашевского
Кто купит органические продукты?
Один из главных вопросов, который интересует фермеров, узнавших об органическом сельском хозяйстве, – кто будет покупать такие продукты.
По мнению Сергея Галашевского, мировой рынок открыт для продуктов из Украины и Беларуси. К примеру, органический рынок ЕС развивается быстрее, чем растут площади, задействованные под органическое производство. Спрос превышает предложение. Пока белорусские покупатели не готовы массово приобретать органические продукты, европейские делают это с радостью.
Объём мирового органического рынка составляет 80 миллиардов евро, причём он растёт ежегодно на 10–15 процентов. Самый большой рынок органической продукции – в США и ЕС, а среди стран ЕС – в Германии.
– «Органикой» уже давно занимаются не только «органики» – увлечённые люди, у которых лежит душа к такому способу ведения хозяйства. Подключается и бизнес, он прагматичный, видит тренд и очень тщательно подходит к организации процесса, ведь компании боятся испортить репутацию, – рассказал Сергей Галашевский.
На что есть спрос?
На примере Украины можно сказать, что самой большой популярностью на экспорт пользуются кукуруза, пшеница, соя, ячмень, спельта, подсолнечник и просо. Сейчас Украина – поставщик органического пшена №1 в ЕС. Больше 70 процентов европейского рынка занимает именно украинское пшено.
Есть спрос на горчицу, лён, тыкву, коноплю, а также на дикоросы (лесные ягоды и грибы), малину, березовый сок.
Дизайн упаковки берёзового сока может быть и таким. Фото из архива Сергея Галашевского
– Берёзовый сок дешёвый и продать его – исключительно дело маркетинга. Как у нас обычно продают берёзовый сок? В трёхлитровых банках, которые хороши только потому что в них потом можно закатать огурцы, – шутит эксперт. – Один из украинских производителей переосмыслил подход к маркетингу, сделал более удобную упаковку и сейчас экспортирует берёзовый сок в 12 стран. В Великобритании продаётся органический берёзовый сок пяти торговых марок, причём три из них делаются в украинском городе Черновцы.
Что надо, чтобы выйти на европейский органический рынок
Для фермеров, которые хотят продавать органические продукты за рубеж, существуют особые требования. Среди них сертификат пищевой безопасности, гарантия стабильности поставок, репутация поставщика. Регламентируется также минимальный объём производства и упаковка. Но в первую очередь фермерам нужно получить сертификат «органик». Если он есть, зарубежные импортёры часто готовы закрывать глаза на невыполнение других условий, делится опытом Сергей Галашевский:
– В продвижении за рубеж поможет ежегодная выставка, посвященная органическому сельскому хозяйству, – «BioFach». Она считается крупнейшей «органической» выставкой в мире. Многие компании используют её для выхода на международный рынок. В первый год нужно поехать, чтобы просто посмотреть на идеи и продукты со всего мира, перенять что-то для себя. У тех, кто участвует в четвёртый раз, время уже распланировано по часам. Одна из компаний за четыре дня выставки провела 200 бизнес-встреч, каждая третья из них закончилась контрактом или договорённостью.