Исполнительный директор агропромышленной группы «Арника» Олег Максак делится опытом компании в органическом производстве.
Агропромышленная группа «Арника» не очень крупный агрохолдинг, но в органических масштабах — достаточно большой производитель, который вошел в эту отрасль 2 года назад.
Первые шаги
Решили сертифицировать все свои 20 тыс. га. Делать это постепенно, в 4 этапа в течение 4 лет. Первые 2,2 тыс. га называют экспериментальными — на них учились и набивали определенные шишки. «Надо тонко чувствовать, когда количество переходит в качество и не теряется ли вдруг это качество, — делится опытом Олег Максак. — У нас получилось. Вырастили и продали первый органический урожай и не заросли бурьяном. Идем дальше».
Сознательному фермеру в своем семейном хозяйстве, конечно, легче обеспечить все необходимые для органического производства стандарты. Убедить и проследить за их соблюдением многими работниками — гораздо сложнее. Это первая проблема, признает Олег Максак: «С частью сотрудников, к сожалению, пришлось расстаться. Понятно: человеку, который работал в то время, когда постоянно и везде применяли химию на полях и все пахали, приходится ломать свое сознание».
«Когда основатель «Арники» Андрей Пилипченко несколько лет назад возил своих агрономов на поля органического фермера, священника Алексея Дона, даже самые опытные из них утверждали, что такая чистота без химии невозможна. Им легче было подозревать другую невероятность: будто батюшка ночью все же немного окропляет…» — добавляет Олег Максак.
Ротация агрономов состоялась в первую очередь. Их возраст в основном не имел никакого значения. Потому что некоторые старшие специалисты говорили, что всю жизнь мечтали отойти от устоявшейся системы применения СЗР и были готовы к изменениям. В то же время некоторые совсем молодые агрономы не хотели заморачиваться, стремились просто ожидать разнарядки и готовых технологических карт. Итак, специалисты предлагают начать с формирования убежденной, слаженной команды.
Во-вторых, органика требует больших инвестиций в технику, так как существенно увеличивается количество механических обработок почвы. «Начинали с небольших агрегатов, как это принято в органическом фермерстве. В прошлом году Андрей Пилипченко изменил свою стратегию и решил сделать ставку на собственные мощные тракторы и приобрести новую широкозахватную технику. GPS-навигация помогает работать и днем, и ночью — важны быстрая реакция на проблему, надежность и точность. Поиск наиболее правильной техники становится по-настоящему творческим процессом», — добавляет Олег Максак.
Когда есть техника, подсказывает он, — это еще и дополнительный аргумент для убеждения партнеров. Тогда понятно, что хозяйству есть чем бороться с сорняками на всех фазах. За последний год хозяйство инвестировало в технику и оборудование более полутора миллиона евро.
Семеноводство помогло
«Порядок в органическом хозяйстве должен быть таким же строгим, как на пищевой фабрике или в фармацевтической компании, — считает директор «Арника». — Наших сотрудников к подобной дисциплине приучило то, что 15 лет занимались семеноводством, когда надо было заботиться об абсолютной чистоте отдельных партий, сортов, обеспечивать прослеживаемость всего их пути».
Семена для органики подбирают специальные, по нескольким критериям, чтобы предотвратить развитие сорняков: они имеют быстрый старт с мощной энергией прорастания, формируют растение, которое лучше переносит механическую обработку, и к тому же — не ориентировано на интенсивное питание.
Соблюсти форматы классности помогает оборудование известного харьковского конструктора и производителя современных линий для подготовки семян Леонида Фадеева, установленное в «Арнике».
Налоговая отдыхает!
Все процессы в хозяйстве — от исследования состояния почв до переработки выращенной продукции и, скажем, бухучета — тщательно контролируются европейскими сертификационными органами. «По сравнению с таким контролем обычная налоговая просто отдыхает! — улыбается Олег Максак. — Но стоит привыкнуть к такому порядку не как к стрессу или катастрофе, а как к постоянному режиму работы. И тогда контроль просто восприниматься как нормальный ритм бытия. Зато все риски предусмотрены и сам постоянно чувствуешь себя уверенным».
Контролировать не результат, а процесс
Придирчивый контроль для убежденного органического производителя перестает быть проблемой, а перерастает в бизнес-процесс. И контролировать нужно именно не результат, а процесс. Иначе на уровне результата что-либо исправлять будет уже поздно. Олег Максак, соответственно, советует создать у себя специальное подразделение квалифицированных специалистов. Они обеспечат соблюдение внутренних органических стандартов, своеобразной внутренней конституции хозяйства.
Романтика + коммерция
Органические производители из «Арники» называют себя прагматиками. «Романтику мы оставляем в душе. На одной романтике 600 работникам зарплату не заплатишь и арендную плату пайщикам не поднимешь, развиваться не сможешь, — объясняет исполнительный директор. — На все это нужны средства, но зарабатываем их с чувством, что делаем доброе дело».
В формировании севооборота принимают во внимание не только маржинальность культур, но и их влияние на почвы, на сорняки, на вредителей, сочетают коммерческую и агрономическую составляющие. Выращивают пшеницу, сою, кукурузу, коноплю. В нынешнем сезоне экспериментируют, вводя лен и нут, и называют это не столько романтизмом, сколько здоровым новаторством, потому что точно не знают, как эти культуры поведут себя на их Полтавщине.
Прошлогодняя урожайность кукурузы на органических полях в основном была выше, чем на неорганических. Хотя площади, где опоздали с посевом или не смогли побороть сорняки, таки отстали.
Еще одна составляющая успеха, утверждают, заключается в наличии складских помещений и переработки. Без собственного органического элеватора с четким разделением потоков партнеры будут воспринимать органический бизнес с настороженностью. Поэтому «Арника» инвестировала полмиллиона в реконструкцию складов, сушилки с теплообменниками.
«Максимальную прибыль наиболее эффективно можно получить благодаря именно комплексному органическому производству, которое включает в себя семеноводство, растениеводство и переработку, — делает вывод Олег Максак. — Соблюдение органических стандартов мы считаем ответом на современные вызовы. По требовательности к себе идем даже дальше, чем ожидают партнеры. И это дает нам возможность успешно экспортировать свою продукцию в Европу».
«Органикой заниматься интересно — это точно. Выгодно? — переспрашивает Олег Максак. — Да, если быть прагматиком и органическое увлечение превращать в бизнес-процессы. Оптимизировать каждый свой шаг так, чтобы он давал результат, а не срабатывал вхолостую. Конечно, это трудно. Для изучения и отработки органических технологий в значительной мере перепрофилируем под органику свой Научно-исследовательский институт сои».
«У нас АТО с ГМО»
Много ли фермеров развернется в сторону органики? Топ-менеджер из «Арники» не спешит с оптимистичными прогнозами. Его настораживает, например, увлечение агропроизводителей ГМО-соей, которой по факту слишком много в Украине. «Это очень нездоровая тенденция, которая влияет и еще повлияет на качество многих наших продуктов и вообще жизни. ГМО я бы назвал технологией для ленивых и безответственных. А органика — ее альтернатива. У нас против ГМО свое АТО. Какой путь выберет массовый товаропроизводитель, будет зависеть от того, успешными ли будем мы, органики. Нас пока меньшинство. Но такое же меньшинство изменило ход событий, выйдя на Майдан. Такая у меня возникает аналогия. Работать с ГМО — это просто и эффективно. С органикой — трудно, но душевно. И не стыдно за то, чем занимаешься», — резюмировал он.